Водоплавающие младенцы

Аквацентр "Здоровый ребенок" why_we2-s why_we3-s

Большинство новорожденных детей любят купание. Обычно дети, даже если они капризничали до этого, успокаиваются в ванне. Ничего удивительного в этом нет: ребенок (точнее, даже еще не ребенок) «плавал» в течение нескольких месяцев в утробе матери. Так что сразу после рождения он действительно «умеет плавать». У него имеется так называемый рефлекс, который угасает к 2-3 месяцам, если его не поддерживать. Иными словами-если не давать ребенку плавать.

Наблюдения показывают, что у детей, которые занимались плаванием в грудном возрасте, двигательные и другие жизненно важные функции более совершенны, чем у «сухопутных» сверстников. Прежде всего это касается постановки дыхания и развития дыхательной мускулатуры, что очевидно связано с тем, что в воде возможней более полный выдох благодаря давлению ее на грудную клетку и переднюю брюшную стенку. Вода, будучи механическим и температурным раздражителем, оказывает влияние на самую обширную рефлекторную зону человеческого тела-кожу. В результате расширяются капилляры кожи, усиливаются крово- и лимфообращение, все обменные процессы протекают более интенсивно. Движения в воде благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему ребенка, улучшают иммунитет, укрепляют опорно-двигательный аппарат и самым положительным образом влияют на центральную нервную систему.

Первый год жизни ребенка носит название «моторного» этапы, когда малыш овладевает первыми двигательными навыками. Задумайтесь, как можно дать грудному младенцу достаточно интенсивную нагрузку на 20-30 мин? Ведь он сам еще ничего не умеет делать. Все упражнения, которые можно делать с малышом, носят пассивный характер. А в воде ребенок двигается самостоятельно и достаточно активно. Вот несколько причин, которые этому способствуют:

  • водная среда, где ребенок весит заметно меньше, чем на суше, следовательно, все движения даются ему легче. Важный момент: в воде почти нет вертикальной нагрузки на позвоночник.
  • температурный раздражитель (температура воды 32-33 градуса, а не 36,6)
  • интерес к ярким игрушкам, потокам воды из лейки  (все хочется потрогать, взять в руки)
  • нельзя сбрасывать со счетов и влияние коллектива. Дети очень чувствительны и отзывчивы к своим сверстникам, с интересом смотрят на них, пытаются общаться, даже перенимают некоторые движения.

В бассейне малыши учатся владеть мышцами своего тела, задерживать дыхание под водой, начинать дышать только на поверхности, учатся держаться на надувном круге, приобретают навыки плавания в нарукавниках, т. е. маленькие плавцы выполняют достаточно сложную работу.

В результате организм ребенка и его нервная система укрепляются и становятся более устойчивыми к стрессовым ситуациям. А стресс-это не только погружение в воду с головой. К стрессам относятся также громкий и резкий шум, способный напугать малыша, неожиданные препятствия, боль, болезни.

Легче всего адаптируются дети, пришедшие в бассейн в 1,5-2х месячном возрасте. До 2х месяцев дети воспринимают воду как свою родную, естественную среду и начинают получать удовольствие от общения с водой только тогда, когда перестают воспринимать ее как угрозу своему благополучию. «Плавающие» дети заметно опережают своих сверстников как в физическом, так и в психо-эмоциональном развитии. Вот несколько примеров из опыта работы педиатра, инструктора по плаванию Шипулиной Елены Викторовны. По праву можно гордиться таким воспитанником как Коровин Егор. Он занимается в бассейне с 2,5 месяцев. Первые несколько занятий приходилось отогревать маловесного и малоподвижного малыша теплой водой каждые 10-12 минут. Он просто замерзал в 33-х градусной воде. Но регулярные занятия дали свой результат. Егорка окреп настолько, что начал ползать и самостоятельно садиться с прямой (!) спиной из положения лежа в 5,5 месяцев. А в 5 месяцев 3 недели сам встал на ножки и пошел приставными шагами, держась за перила манежа. А недавно начал забавляться, совершая под водой оборот на 360 градусов вокруг своей оси.

Курьянова Дашенька в 7 месяцев уже садилась и , сидя, играла игрушками. В это же время начала сама вставать на ножки. В 7,5 месяцев малышка научилась взбираться по «взрослой» лестнице на четвереньках с хорошей скоростью. А в 8 месяцев уже старалась, бросив опору, стоять без поддержки. Даша с удовольствием плавает все 45 минут занятия и прекрасно ныряет.

5,5 месячного Захара Коляду никто не учил делать полный кувырок под водой. Вот как физический потенциал позволяет проявить фантазию! Еще он удивил нас великолепной синхронной работой рук и ног во время нырка. Причем ногами он работает в классическом стиле «брасс». А его личный рекорд пребывания под водой 12 секунд! И это при том, что под водой он интенсивно двигается, а значит тратит много энергии. Что касается его физического развития, Захар самостоятельно сел и встал на ного в 7 месяцев, почти сразу уже начал ходить с поддержкой за две ручки. А в 9 месяцев сделал первый самостоятельный шаг.

Федоров Даниил в свои 5 месяцев 3 недели умеет садиться, вставать с поддержкой, ползать на четвереньках, преодолевая препятствия в виде подушек, играет со сложными игрушками, умеет бросать мячик.

Обязательно нужно отметить, что эти малыши не только находятся в отличной физической форме, обладают хорошей координацией и удивительной устойчивостью к непредвиденным ситуациям, но и очень жизнерадостны, доброжелательны к окружающему миру и сверстникам, очень смышленые, часто улыбаются. И это не единичные случаи. То же самое можно сказать обо всех малышах, которые регулярно занимаются в бассейне. После 3-4х недель тренировок наблюдается заметный прогресс в их развитии. Это подтверждают все родители, с удовольствием рассказывающие об успехах своих детишек.

Может быть я повторюсь, но хочу еще раз напомнить родителям, что мы не учим грудничков плавать. Позже это произойдет само собой. Мы стараемся сделать ваших детей здоровыми, физически крепкими, эмоционально устойчивыми, готовыми достойно противостоять всем невзгодам. Мы хотим познакомить и подружить их с водой, с той колыбелью жизни, из которой мы все вышли.
shipulina_s

Шипулина Е. В. Педиатр, врач ЛФК, инструктор по плаванию